Да, закончилась эпоха… Эпоха украинского автомобиля. Чисто украинского.
Давайте вспомним, как это было.
Прототипом для создания самого популярного украинского автомобиля («Таврии», а потом и «Славуты») стала машинка, которая была «слизана» с английской Астин Мини (Austin Mini), машины конца 60-х, которую рекламные проспекты называли «внутри она больше чем снаружи». Примечательно, что этот маленький автомобильчик обогнал на ралли таких именитых конкурентов, как FIAT Abarth 600, Volkswagen 1200L и даже Porsche 911!
А тем временем (шел тогда 1963 г.) на украинском заводе «Коммунар» работал талантливый и любознательный инженер Владимир Стешенко предложил создать и на родном заводе маленький переднеприводный автомобиль. Кто не помнит, это было время, когда первые образцы «Запорожцев» ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 только ставились на заводской конвейер. Естественно, начальство инциативеу не одобрило, но работа над «Перспективой», «бабушкой» сегодняшней «Славуты» уже началась. На общественных началах, урывками, почти подпольно. Атомобиль был полностью разработан только к 1978 г. Однако, заводское начальство, посчитавшее, что и «Запорожцев» выпускается недостаточно, на новую разработку своих конструкторов никак не отреагировало.
Однако, услышал Бог молитвы конструкторские. В том же 1978 г. союзный Минавтопром выдал заводу "Коммунару" задание спроектировать совершенно новую переднеприводную модель ЗАЗ-1102. Союзные чиновники были немало удивлены тем, что уже через несколько месяцев «коммунарцы» выдали опытный образец», который прошел испытания и в песках пустыни Каракум, и сибирских снегах.
Производство ЗАЗ-1102 решено было запустить в 1981 г. Однако, тут поступает другая команда: скопировать «гайка в гайку» только вышедший на западный автомобильный рынок «Форд Фиеста» (Ford Fiesta). Тупо копировать не стали, доработали опытный образец так, что он превзошел по своим характеристикам эту самую «Фиесту». 1982 г. Приёмка госкомиссией прошла успешно. Но… Буржуи и здесь сработали быстрее, выбросив на рынок итальянский «Фиат Уно» (FIAT Uno), затем английский (Mini Metro), затем французкие (Peugeot 205 и Renault 5). Украинским конструкторам приходилось переделывать «Перспективу» в соответствии с новыми требованиями партии и правительства. Машинку назвали ЗАЗ-1106. А дальше… Все лучшие силы советского автопрома были брошены на доработку автомобиля «Спутник» (ВАЗ 2108).
Итак, на конвейер модель ЗАЗ-1102 была поставлена в 1988 г. Про более совершенную модификацию, на которую было потрачено столько сил и ресурсов, уже никто и не вспоминал. Назвали машинку звучным именем «Таврия», древним названием Крымского полуострова. Модель постоянно совершенствовалась, обновлялась иногда несколько раз в году.
Интересный исторический факт. Автомобилю «Таврия» был посвящён советский рекламный ролик, который завоевал в Каннах «Бронзового льва» (номинация «торговая реклама). Водитель заправлял «Таврию» из своей зажигалки «Зиппо», чтобы подчеркнуть экономичность данной модели автомобиля.
1994 г. Начато производство «пятидверной Таврии», модели «Дана» ЗАЗ-1105. Я лично узнал об этой машине из приложения к российскому ежедневнику «Аргументы и факты. Статья называлась «Пятёрка пятерке». Название уж очень запомнилось. Основные изменения коснулись в основном кузова. Да и салон побогаче. Примечательно, что была «пятёрка» даже с правым расположением руля.
По сравнению с классической моделью в конструкцию машины было внесено более трёх сотен изменений. Заводская система качества получила международный сертификат ISO 9001. Невысокая цена, маневренность, экономичность и высокая для своего класса вместимость позволили Таврии» найти свою рыночную нишу в то непростое время. Примерно 40% машин этой модели экспортировались за рубеж, в Россию, Белоруссию, Молдову, Казахстан, Сирию, Грецию.
Ну, а рукастые владельцы, которыми всегда славился наш народ, дорабатывали свои «Таврии», ставя топливный фильтр, который почему-то не был предусмотрен конструкцией, выводили на панель тумблер включения вентилятора, датчик включения которого часто ломался, использовали дорогие импортные масла. Ну и тюнинг, конечно, куда ж без него.
Последняя модернизации «Таврии» — ЗАЗ-1103 «Славута».
Выпускалась с 1999 г. и по конец января 2011. Кузов редкой модификации, псевдоседан или лифтбек. По сравнению с классической «Таврией». Множество мелких технических доработок, например, полностью обновлённая тормозная система.11 лет на конвейере!
Кроме моделей ЗАЗ-1103 «Таврия», ЗАЗ-1105 «Дана», ЗАЗ-1103 «Славута», Запорожский автозавод выпускал грузовые (ЗАЗ-110260 и ЗАЗ 110267)
и грузопассажирские модели (ЗАЗ-110240 и ЗАЗ-110427). Специально для людей с ограниченными возможностями — ЗАЗ-110270 и ЗАЗ-110280. Выпускалась даже «Супертаврия» ЗАЗ-1122 с двигателем от вазовской «восьмёрки».
Всего выпускалось 13 (число-то какое мистическое!) моделей «таврического» семейства.
Но, как было сказано ещё задолго до нас «Всё проходит». Прошла и время «Таврии». А последняя машина «таврического семейства» будет продана 10 февраля 2011 на Интернет-аукционе. Итоговою цену не знаю, пишу эту статью 5 февраля.
Всё проходит. Вот только на душе как-то… не очень.
Прощай, «Таврия».
Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://rich-smeet.blogspot.com/
Фотографии взяты с сайта
www.avtomir.com
Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.
Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью
http://maleglance.blogspot.com/2011/02/blog-post.html
по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.
Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите
Mailto: smeet007@bk.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий