А где важнее всего быстрые ноги, как не на войне? Где от быстроты зависит не только результат, но и сама человеческая жизнь?
Самая длинная история использования велосипеда в качестве штатной военной техники в армии США (1889 г. – наше время), в Швеции велик сняли с «вооружения» в 2001 г, в Швейцарии в 2003-м.
Итак, немного истории. Как средство связи, передачи приказов между пехотными подразделениями велосипедистов применила французская армия на маневрах 1886 г. Первыми применили велосипед в качестве боевой техники (для транспортировки людей и грузов)американские солдаты во время Испано-Американской войны на Кубе в 1889 г. Далее их примеру последовали англичане, создав во время Англо-Бурской войны (1889-1902 гг.) регулярные велоподразделения.
Велосипед обладал некоторыми преимуществами перед лошадью, которая в те времена была основной «военной техникой».
1. Велик не требовал корма и воды (а так же бензина и всякого масла, как например, мотоцикл или автомобиль).
2. Его легко было перенести на себе, просто «на горбу».
3. Велик бездушен, «не боится» выстрелов и разрывов снарядов.
4. Не издавал посторонних звуков.
5. Простота в эксплуатации – просто сел и поехал.
Первым применением велика в войсках была связь. Приказы, распоряжения, пакеты и письма во времена, когда ещё не было радиосвязи. Совсем не было.
Далее велосипед стали применять для разведки, подвоза продуктов, медикаментов и боеприпасов, транспортировки вооружения по разбитым дорогам или вообще бездорожью.
Именно в те годы были разработаны несколько конструкций боевых велосипедов.
Первыми конструкцию боевого складного велосипеда разработал Капитан французской гвардии Жерар. Фирма Peugeot (Пежо), выпускавшая данный велосипед так и назвала его «капитан Жерар». Конструкция получилась настолько удачной, что использовалась во французской армии несколько десятилетий. Поставлялся такой велосипед и в русскую императорскую армию. Велосипед переносился бойцом в сложенном состоянии на спине как армейский ран¬ец, мог вести огонь из любого оружия и вести стрельбу не только стоя, с колена и лёжа. В случае необходимости велосипед доставался из ранца, собирался и на хорошей дороге развивал скорость до 30 км в час.
В Российской императорской армии самостоятельная велосипедная команда была создана в 1897 году. С 1916 году заводы в Москве и Харькове производили армейские складные велосипеды под названием «Дукс Боевой».
Несколько исторических фактов.
Во время осады Сингапура японской армией 20 000 (двадцать тысяч) велосипедистов по джунглям, считавшимися до этого непроходимыми зашли в тыл английскому гарнизону и, после недолгой осады, вынудили сдать город без боя.
Во время захвата немцами Моонзундского архипелага на Балтике решающую роль сыграли немецкие велосипедисты-самокатчики: они настолько быстро захватили мосты и дамбы, соединяющие острова, что гарнизоны островных фортов не смогли получить подкрепление и были уничтожены.
В 1942 г, в ночь с 27 на 28 февраля в примерно в 20 км. около новейшей немецкой радиолокационной станции была выброшена группа английских парашютистов, которые на велосипедах доехали до станции, перебили охрану, и, забрав секретные компоненты РЛС, незаметно преодолели 12 км. до побережья, где их ждала подводная лодка.
Во время войны немецкая армия проводила конфискацию велосипедов во всех оккупированных странах. Больше всего от этой «реквизиции» пострадала Голландия.
Мобильные велосипедные подразделения немецкой армии имели на вооружении ручное стрелковое оружие, пулеметы, минометы, гранаты. Оружие, боеприпасы и амуниция
крепилось к раме специальными кронштейнами, часть амуниции перевозилась на подрамных и задних багажниках, шинель-скатка и каска крепилась к рулю.
В конце войны, особенно при обороне Берлина велосипед применялся как… противотанковое орудие. На раму крепилось два фауст-патрона, в седло сажался солдат-камикадзе (обычно подросток из гитлерюгента,) и посылался туда, где шли русские танки. Ущерб, причинённый такими «велоснарядами» советской бронетехнике был довольно значительным.
После второй мировой войны велосипед служил во многих армиях ещё довольно долго, но прогресс моторизированной и автотехники постепенно свёл на нет все преимущества велосипеда.
Но не совсем…
После длительного перерыва, американское командование в начале 90-х годов (после операции «Буря в пустыне») приняло решение оснастить велосипедами подразделения морской пехоты и парашютные десантно-штурмовые группы. Самые что ни на есть воюющие подразделения, которым жизненно необходимы как скрытность, так и скорость передвижения по труднопроходимой местности. Для морпехов был сконструирован велик на электрическом ходу с педальной зарядкой (сел аккумулятор – едешь на педалях), а для десантников просто складной велосипед.
Затем велосипедами стали оснащать технический персонал военных аэродромов для быстрой "доставки" техника в любую точку аэродрома при нештатных ситуациях.
Такую военную технику сегодня производит для американской армии фирма Montague. Сам велосипед называется Montague Paratrooper (trooper - наёмный солдат французкой армии). Поставляется в войска с 1997 г. Последняя версия Paratrooper — это 24-скоростной складной горный велосипед, способный нести на себе 227 кг. груза. Переводится из сложенного положения в транспортное и наоборот менее чем за 30 секунд без какого-либо инструмента.
Сделан Paratrooper из авиационного дюралюминия и покрыт пятислойным антикоррозийным покрытием. Защищен от всяких атмосферных и механических воздействий внешней среды.
Легко складывается в ранец-кофр,
который можно скидывать на парашюте отдельно или прикреплять к воину-десантнику.
Кроме солдат-парашютистов этим велосипедом заинтересовались морская полиция, которая оснащает такими велобайками патрульные катера. Выпускается и гражданская версия, которую ценят за компактность, простоту и прочность. Её удобно возить в лифте, багажнике автомобиля и даже, если понадобится, переносить на себе.
Вот такой сегодня боевой велосипед, помогающий эффективно решать самые сложные боевые задачи.
Просто велосипед.
Как говорится, мал золотник, да дорог.
И пока не может заменить его никакая даже супер-пупер военная техника.
Во время захвата немцами Моонзундского архипелага на Балтике решающую роль сыграли немецкие велосипедисты-самокатчики: они настолько быстро захватили мосты и дамбы, соединяющие острова, что гарнизоны островных фортов не смогли получить подкрепление и были уничтожены.
В 1942 г, в ночь с 27 на 28 февраля в примерно в 20 км. около новейшей немецкой радиолокационной станции была выброшена группа английских парашютистов, которые на велосипедах доехали до станции, перебили охрану, и, забрав секретные компоненты РЛС, незаметно преодолели 12 км. до побережья, где их ждала подводная лодка.
Во время войны немецкая армия проводила конфискацию велосипедов во всех оккупированных странах. Больше всего от этой «реквизиции» пострадала Голландия.
Мобильные велосипедные подразделения немецкой армии имели на вооружении ручное стрелковое оружие, пулеметы, минометы, гранаты. Оружие, боеприпасы и амуниция
крепилось к раме специальными кронштейнами, часть амуниции перевозилась на подрамных и задних багажниках, шинель-скатка и каска крепилась к рулю.
В конце войны, особенно при обороне Берлина велосипед применялся как… противотанковое орудие. На раму крепилось два фауст-патрона, в седло сажался солдат-камикадзе (обычно подросток из гитлерюгента,) и посылался туда, где шли русские танки. Ущерб, причинённый такими «велоснарядами» советской бронетехнике был довольно значительным.
После второй мировой войны велосипед служил во многих армиях ещё довольно долго, но прогресс моторизированной и автотехники постепенно свёл на нет все преимущества велосипеда.
Но не совсем…
После длительного перерыва, американское командование в начале 90-х годов (после операции «Буря в пустыне») приняло решение оснастить велосипедами подразделения морской пехоты и парашютные десантно-штурмовые группы. Самые что ни на есть воюющие подразделения, которым жизненно необходимы как скрытность, так и скорость передвижения по труднопроходимой местности. Для морпехов был сконструирован велик на электрическом ходу с педальной зарядкой (сел аккумулятор – едешь на педалях), а для десантников просто складной велосипед.
Затем велосипедами стали оснащать технический персонал военных аэродромов для быстрой "доставки" техника в любую точку аэродрома при нештатных ситуациях.
Такую военную технику сегодня производит для американской армии фирма Montague. Сам велосипед называется Montague Paratrooper (trooper - наёмный солдат французкой армии). Поставляется в войска с 1997 г. Последняя версия Paratrooper — это 24-скоростной складной горный велосипед, способный нести на себе 227 кг. груза. Переводится из сложенного положения в транспортное и наоборот менее чем за 30 секунд без какого-либо инструмента.
Сделан Paratrooper из авиационного дюралюминия и покрыт пятислойным антикоррозийным покрытием. Защищен от всяких атмосферных и механических воздействий внешней среды.
Легко складывается в ранец-кофр,
который можно скидывать на парашюте отдельно или прикреплять к воину-десантнику.
Кроме солдат-парашютистов этим велосипедом заинтересовались морская полиция, которая оснащает такими велобайками патрульные катера. Выпускается и гражданская версия, которую ценят за компактность, простоту и прочность. Её удобно возить в лифте, багажнике автомобиля и даже, если понадобится, переносить на себе.
Вот такой сегодня боевой велосипед, помогающий эффективно решать самые сложные боевые задачи.
Просто велосипед.
Как говорится, мал золотник, да дорог.
И пока не может заменить его никакая даже супер-пупер военная техника.
Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://rich-smeet.blogspot.com/
Фотографии взяты с сайтов
http://www.nasumskom.ru/
http://pedaldraft.com.ua/
Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.
Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью
http://maleglance.blogspot.com/2011/03/blog-post_26.html
по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.
Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.
Mailto: smeet007@bk.ru
PS Прошу посетить мой новый проект
PPS в журналистике я недавно.
Но вот самая большая удача
Моя самая популярная статья.
Более 10 миллионов просмотров в Рунете на 1.09.2010 г.
"Библиотека созидателя богатства."
Буду благодарен за любые замечания и предложения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий