понедельник, февраля 23

Как правильно составить список покупок с научной точки зрения?

«Головная боль всех маркетологов мира — мужик со списком покупок.»

Список покупок в наше кризисное время вещь практически полезная и теоритечески помогающая экономить довольно кругленькую сумму. Наверное каждый помнит, как входя в супермаркет только за хлебом и молоком выходил оттуда с хлебом, булочками, шоколадкой , йогуртом и… тортиком «к чаю».  Чтобы такого не случилось, надо просто обязать себя приходить в магазин только со списком покупок. Но и маркеторлоги тоже не лыком шиты. Они используют последние научные разработки нейробиологов (специалистов по работе мозга), чтобы обмануть даже человека со списком. А мы, зная об этих разработках можем  обмануть их.Не в прямом смысле слова, в переносном, сознательно задав нашим мозгам работу такую, которая не даёт отвлекаться на уловки маркетологов. Сделать это с первого раза вряд ли получится. Однако, когда составление такого «списка по науке» войдёт в привычку,  вы удивитесь, сколько денег можно сэкономить.

Итак, немного науки.  Наш мозг совершенно не приспособлен к современной жизни, где много еды и никто не хочет тебя съесть. С точки зрения эволюции, это невозможно, а мозг наш продукт той самой эволюции. Животного там, в наших мозгах, гораздо больше, чем человеческого. Итак, наш мозг, по современным представлениям как бы разделён на две системы: Подсознание (автоматическая, быстрая и потребляющая очень мало ресурсов система) которая гораздо старше Сознания (система неавтоматическая, медленная и энергозатратная). Принимая сознательные решения, мозг быстро утомляется, Сознание выключается, и все решения передаются Подсознанию. А как работает Подсознание маркетологи знают прекрасно.

Составление списка покупок, даже самого элементарного, даст вам существенную экономию денег, времени и нервов.

Итак, простейшие правила составления списка покупок и почему это надо делать именно так.

1. Начинайте составлять список покупок заранее, а не перед самым походом в магазин. Если список написан впопыхах. Подсознание всё время будет напоминать вам, что вы «что-то забыли». Идеальный способ избавиться от этого навязчивого чувства, завести блокнот и записывать что в доме закончилось или может закончиться. Ещё один бонус такого  заранее составленного списка, если кто-то из родных или знакомых позвонит из магазина и спросит «что купить», не нужно долго вспоминать, достаточно лишь взглянуть в блокнот.

2. Указывать товар и его количество максимально конкретно. Никаких «что-нибудь к чаю». Это может быть и булочка, и шикарный, дорогущий торт. Наш мозг на таких фразах выключает сознательную составляющую и подсознательное поведение разыгрывается максимально. Что и учитывается маркетологами, главная цель которых, чтобы вы оставили побольше денег в магазине. Правильно написать :
печенье «Сахарное», 1 пачка;
конфеты «Лакомка» 0,5 кг.

Пример неправильного, некорректного списка. В каждой категории можно накупить чего угодно.


3. Товар должен быть распределён по категориям. Например, надо купить яблоки, сахар, салфетки, пиво, печенье, туалетную бумагу, чай, бананы, чипсы. Можно, конечно, так и записать в список. Но , тогда вам придётся много и беспорядочно бегать по магазину и сильно вырастает вероятность купить себе «что-нибудь вкусное» или «полезное», или… Правильнее будет  записать так:
яблоки, бананы;
сахар, печенье, чай;
салфетки, туалетную бумагу;
пиво, чипсы.

3. Желательно подсчитать сумму покупки и взять денег чуть больше этой суммы. Тогда не возникнет соблазн купить что-то, чего в списке нет, денег на это просто не будет. Если это невозможно, например, если пользуетесь кредитной карточкой, представьте, что денег на ней, кроме означенной суммы нет. Совсем.

5. Обозначить приоритетность покупок, если сумма ограничена. Цены в последнее время скачут непредсказуемо. А решать , что выбросить из полной корзины в очереди на кассу… Особенно, если сделаны покупки на неделю… Ну, вы поняли…

6. Если магазин знакомый, заранее продумать маршрут и обозначить очерёдность покупок. Это также уменьшает вероятность незапланированных покупок.

7. Если товары берутся в разных магазинах, обязательно разбить список покупок «помагазинно».

8. Обязательно закончите список напоминанием, что покупок больше не требуется. Так мы даём команду Подсознанию, что всё, искать что-то по магазину мы больше не намерены. Некоторые психологи советуют написать что-то типа напоминания «Каждый рубль на счету, не покупай больше ничего». Но это не обязательно, хотя и действительно заставляет экономить.

Думаете это всё? Нет!

9. Сохраняйте списки. Потом проведите анализ, какие из них откровенно лишние, а какие можно заменить более дешевыми аналогами. Делать так желательно каждый месяц. А можно и чаще…

Вот и всё. По минимуму. Можно пойти ещё дальше. Например, подсчитать сколько тратится определённого товара в месяц и распечатать сразу несколько одинаковых списков. Например, на всё лето. Причём распечатать так плотно, чтобы вписать новый товар было бы проблематично. Или…

Ну, ладно, хватит.  Просто начните применять эти правила и не дайте разорить себя штатным вымогателям-маркетологам.


Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://rich-smeet.blogspot.com
Я в Твиттере @Smeet007


 Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. 

Или просто послать ссылку на эту статью
http://maleglance.blogspot.ru/2015/02/76254-r-1891-120.html
по Скайпу или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.

Изображения с сайта

Комментариев нет:

Отправить комментарий