среда, октября 30

Современный дирижабль. Какими и для чего делают современные высокотехнологичные «Цеппелины»?


Разными! 

Маленькими, большими и огромными; с надувной оболочкой и жесткой; с толкающими, тянущими, поворотными винтами и даже реактивными двигателями; грузовыми и пассажирскими, пилотируемыми и беспилотными, гражданскими и военными…

«Дирижабли - они как лазеры. Романтичны и в покое их не оставят.» Не знаю, кто и когда сказал эту фразу, но после громкой аварии германского «Гинденбурга» (6 мая 1937 года), авиа конструкторы сосредоточили усилия на создание самолётов и вертолётов. Однако, в настоящее время (конец 2013 г.) интерес к дирижаблям не только возрождается, а растёт в геометрической прогрессии. Не из-за романтики. На первый план выходит экономический расчет.

«Дирижа́бль (от фр. dirigeable — управляемый) — летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата двигателем и системы управления ориентацией, благодаря которой дирижабль сможет двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.» Википедия.

Ключевых слов в этом определении два.
1. Аэростат, т.е. аппарат легче воздуха. Главное достоинство: не надо тратить топливо на создание подъёмной силы. Главный недостаток: очень низкая маневренность и трудности «парковки на земле».
2. Независимость от направления воздушных потоков. Главное достоинство:  в отличие от воздушного шара, который летит туда, куда  ветер дует, дирижабль летит туда, куда надо. Главный недостаток: очень трудно стабилизировать аппарат в воздушных потоках, поэтому управление дирижаблем сложнее, чем самолётом или вертолётом.

А для чего можно применить ентот управляемый воздушный шарик в современном мире? Да… для многого чего! Сфера применения современных дирижаблей довольно широка.

1. Развлечения от банального катания туристов над городом до создания офф-шорных казино. Так, например, в РФ создавать казино на земле (кроме особых игровых зон) нельзя, а на воде или в воздухе — пожалуйста.
 

2. Реклама. Яркие надписи и огромные муляжи рекламируемых предметов уже вчерашний день в современном дирижаблестроении.
 

3. Компенсация подьёмной силы, гибрид дирижабля и самолёта. Этакий самолётик с надутыми крыльями. Такое транспортное средство тратит гораздо меньше топлива, чем «классический» самолёт.


4. Наблюдение за большими территориями и воздушным пространством, в том числе и в военных целях. Аппарат может надолго, автономно, не требуя горючего, висеть в воздухе или двигаться потихоньку в нужном направлении. Приборы наблюдения размещаются чаще всего в гондоле, но есть вариант «обвесить» ими бока баллона, а радиоантенну, например для нужд противовоздушной обороны или высотного радара, даже поместить внутри надуваемого баллона. Кстати, по такой же конструктивной схеме делают и передвижные летающие радиопередатчики.


5. Перевозка больших негабаритных грузов, особенно в малонаселённых областях с неразвитой дорожной инфраструктурой. Слова почти 80-летней давности. «… В мире существует по крайней мере одна страна, где дирижабли могли развиваться и широко с пользой применяться. Это — Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири, огромные расстояния отделяют один населённый пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог. Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полётов дирижаблей.» Слова эти, сказаны в 1935 г. конструктором дирижаблей Умберто Нобиле. 80 лет прошло, а ничего не изменилось. Может быть потому, что пока не использовали дирижабли и надо начинать хотя бы сейчас? Тем более, что ученые выяснили, что на разных высотах потоки воздуха практически постоянны и дуют в различных направлениях, иногда даже в противоположных. Если сделать карту этих потоков на предполагаемом маршруте, то достаточно выбрать нужную высоту и «высотный ветер» сам доставит аэростат в нужную точку. Топливо при этом потребуется лишь при наборе высоты, снижении и других манёврах.

Кризис 2008-2009 г. и резкий подъём цен на топливо подхлестнул транспортное дирижаблестроение. Проекты дирижаблестроения финансируют практически все развитые страны мира. Так, в настоящее время в США проходят испытательные полёты (для получения сертификата лётной годности) транспортная платформа Aeroscraft, производства фирмы Aeros Corporation, наполненная гелием. Платформа предназначена для транспортировки негабаритных грузов массой до 66 тонн. 25% проекта финансирует NASA, видимо предполагается использовать данную технику в американской космической индустрии. Параллельно готовится к испытаниям грузовая платформа для перевозки 500 тонн груза. Этот проект практически полностью финансирует Пентагон.

 

 В России на аэросалонах Макс уже несколько лет показывают 10-местный дирижабль Au-10, производства «НПО Авгуръ-РосАэроСистемы». Этот дирижабль уже готов к серийному выпуску и планируется задействовать его на инфраструктурных проектах Сибири и Дальнего Востока.

6. «Стратосферные спутники». Известно, что на высоте 20–22 км воздушный поток относительно невелик и имеет постоянное направление – против вращения Земли. В таких условиях можно легко «подвесить» летательный аппарат в одной гелиостационарной точке, постоянной относительно поверхности планеты. Дирижабль в этом случае выполняет роль низковисящего спутника, запустить который гораздо легче и дешевле, чем космический аппарат. Питание аппаратуры, размещённой внутри, осуществляется от солнечных батарей, размещённых на «крыше» баллона с газом.
 

7. «Трамплин» для прыжка в космос. Самое что ни на есть современное использование огромных дирижабельных платформ. Дело в том, что космическая ракета тратит до 90% топлива при преодолении самых нижних слоёв атмосферы. Именно поэтому выгодно строить космодромы ближе к экватору: планета сплюснута у полюсов и топлива для запуска из высоких широт требуется гораздо больше. Выход: поднять платформу для запуска в стратосферу, как можно дальше от поверхности. Всё просто: загрузили на верхнюю площадку ракету, накачали оболочку, подняли платформу, запустили ракету, опустили. Подобные проекты сегодня приоритетны во многих странах мира, не имеющих своих космодромов.

Вывод. Время дирижаблей ещё не прошло. Оно просто пришло!

Автор: Груздев Михаил.

Mailto: smeet007@bk.ru
http://rich-smeet.blogspot.com


Мою коллекцию популярных книг по самому разнообразному оружию (206 МБ) можно скачать совершенно бесплатно



Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой.


Или просто послать ссылку на эту статью
http://maleglance.blogspot.ru/2013/10/blog-post.html

по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.


Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.

Mailto: smeet007 сабака bk.ru


Изображения с сайтов



Комментариев нет: