среда, апреля 18

Какие разновидности принимает современный шопоголизм?


«Тебе нужно развеяться. Пройдись по магазинам, купи себе что-нибудь…» Фраза из каждого второго американского фильма.

Да, отличный способ снять напряжение. Гораздо безопаснее, чем, например, алкоголь. Ходишь по магазинам, любуешься, отдыхаешь и покупаешь что-нибудь красивое… Но от этого психологическая проблема (ощущение внутренней пустоты) не уходит, а привычка остаётся. И постепенно перерастает в зависимость — навязчивое желание что-нибудь купить независимо от того, нужно тебе это ли нет. Зависимость эту называют по-научному — ониомания, но чаще шопомания, шопингомания или шопоголизм (шопинголизм).

«Ониомания — непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом.» Источник: Википедия.

Ониомания, навязчивое желание что-нибудь покупать, клинически относится к психическим расстройствам. Наиболее часто страдают шопоголизмом женщины, хотя в последнее время этот «недуг» поражает всё больше мужчин. Бывают и тяжелые случаи… Человек, страдающий шопингоманией, может не только влезть в большие долги, но и покончить жизнь самоубийством, не имея возможности купить понравившуюся вещь. История знает и такие случаи. А уж сколько семей распалось из-за того, что один из супругов не смог преодолеть искушение покупать что-нибудь ненужное вместо чего-то нужного…

Психотерапевты обозначают термином «ониомания» или «шопингомания» большое количество психических расстройств. Самые известные из них.

Сейлзомания (сейломания) или мания распродаж (мания скидок). Наверное, все видели телерепортажи с рождественских распродаж где-нибудь в США. Огромная толпа, сметающая всё на своём пути. Люди хватают всё, что попадается под руку, неважно, нужно это или нет, и несутся к кассе. Это, конечно уже клиника, таким людям впору лечиться у психотерапевта. А есть люди, которые уже и не покупают товар, если на ценнике нет заветного слова «скидка». Даже простой плакат «Скидки до 70%!» может спровоцировать импульсные покупки, которые потом будут либо выброшены, либо засунуты на самую дальнюю полку. А деньги уже потрачены и человек начинает корить себя за бесполезные покупки.

Лейбломания (брендомания). Навязчивое желание приобретать изделия и услуги только определённых брендов. Эта вроде бы безобидная приверженность постепенно превращается в навязчивую идею, и, если человек не может себе позволить товары определённой фирмы, у него могут начаться серьёзные психологические проблемы, вплоть до нервного срыва.

В последнее время появилось и «новомодное» расстройство – гаджет-аддикция. Навязчивое желание покупать суперновые электронные гаджеты, даже если жизненной необходимости в этих «игрушках» нет. Чистые понты, показатели «статуса». А уж современные технологии предлагают таковые в огромных количествах: новые смартфоны, планшетники, читалки, ноутбуки с функцией 3D… «Больных» этим психологическим расстройством можно увидеть в новостях у каждого магазина фирмы «Apple» в день продажи нового гаджета. Люди готовы стоять всю ночь, лишь бы стать первыми обладателями заветной электронной «игрушки». Недаром бывший глава «Apple» Стив Джобс цинично заметил: «Мы делаем миллиарды на ваших понтах».

Джанк-фуд-аддикция или фаст-фуд-мания, навязчивое желание съесть что-нибудь в каждой встречающейся на пути фаст-фуд забегаловке. Кроме вреда здоровью и отъема некоторого, иногда достаточно большого количества денег пользы от таких перекусов никакой.

Конечно, современный шопоголизм более многогранен, чем описанные выше психические расстройства. Мало того, он ещё и постоянно подпитывается с экранов телевизоров, рекламных плакатов, баннерами в интернете и т.д. Те же фильмы где красивая героиня говорит неизменную фразу, вынесенную в эпиграф… Противостоять шопомании сложно, но можно.
Прежде всего, не связывать удовольствие от новых покупок и решение психологических проблем. Больше обращать внимание на функциональность покупки, а не на её «статусность».
Меньше покупать импульсивно, необдуманно. Для этого требуется немного: покупать товары только по списку, в поход по магазинам брать ровно столько денег, сколько надо или чуть больше.
Откажитесь от дополнительных товаров и услуг, которые «впариваются» с любой крупной покупкой. Расплачивайтесь наличными, а не кредитной карточкой.
Взять за правило задавать себе на распродажах вопрос: «Если бы скидки не было, купили бы Вы это?» Если ответ «нет», значит и со скидкой покупать данный товар не стоит. Если «да», покупайте и порадуйтесь, что сэкономили некоторую сумму.

И всегда помните, жизнь Ваша не только бег от покупки к покупке, а нечто большее. Намного большее!

Автор: Груздев Михаил.
Mailto: smeet007@bk.ru
http://rich-smeet.blogspot.com/

Зарегистрированные товарные знаки являются собственностью их владельцев.

Чтобы получать новую информацию первыми, подпишитесь на обновления по RSS.

Если Вам понравилась статья, прошу разместить её на своём сайте или блоге, сохранив авторский блок с активной ссылкой. Или просто послать ссылку на эту статью

http://maleglance.blogspot.com/2012/04/blog-post_18.html

по Аське или электронной почте друзьям и знакомым.

Если Вам есть что сказать по данной теме - пишите в комментариях или на почту.
Mailto: smeet007@bk.ru

PS Прошу посетить мой новый проект

"Библиотека созидателя богатства."

Буду благодарен за любые замечания и предложения.

Комментариев нет: